четверг, 14 марта 2013 г.

АРСЕНАЛ ПРОФИ

Большинство дорожно-транспортных происшествий происходят по причине того, что водитель на самом деле не умеет безопасно двигаться на автомобиле, думая, однако, что у него с этим вообще нет никаких проблем. Это печально. Как говориться, самообман.


Из чего же складывается умение перемещаться на автомобиле, обеспечивая безопасность свою и окружающих?


Первое, чем должен обладать водитель – это твердые навыки управления автомобилем: 
  • навыки, связанные с воздействием на органы управления;
  • навыки восприятия процессов, происходящих с механизмами автомобиля;
  • навыки умственные – знание последовательности, интенсивности, скорости, порядка и пр. необходимых действий в конкретных ситуациях.

Второе необходимое умениевосприятие, анализ и реагирование на окружающую дорожно-транспортную ситуацию (ДТС), при управлении автомобилем.


Поскольку информация данного блога предназначена для тех водителей, которые уже передвигаются по дорогам, про выработку твердых навыков, необходимых для управления автомобилем мы говорить будем меньше, а больше внимания уделим восприятию и анализу окружающей водителя дорожно-транспортной  ситуации, а также своевременному и правильному реагированию на происходящие события.


У водителя процесс восприятия окружающего пространства не происходит по схеме: «вижу ситуацию» - «вспоминаю пункт ПДД» - «принимаю решение» - «реагирую». 

Опытный человек «видит образ» и… «реагирует». То есть, мышление при этом, конечно же, присутствует, но лишь для того, чтобы понять, какая именно реакция нужна и корректировать тактику поведения. 


Вот об этом и будем мы размышлять далее. 

А если у кого-то плохо с умением управлять автомобилем ???, то бегом на автодром
Ведь если нет твердых навыков при управлении автомобилем, то ни о каком восприятии и анализе дорожно-транспортной ситуации не может быть и речи.

РЕФЛЕКСЫ И ПРИВЫЧКИ

Водителю важно вырабатывать у себя рефлексы и привычки, помогающие безопасно двигаться на автомобиле.


Сознание водителя не обязательно направлено на окружающую обстановку. Мысли могут в любой момент переключиться на что-то иное: проблемы на работе, в семье или прочее. Некоторые стихи сочиняют или мечтают! Мы не в состоянии контролировать это. Думаю, многие бывали в такой ситуации: проезжали перекресток прямо (по привычке), хотя надо было повернуть.



Невозможно, сидя за рулем думать только о том, как бы ни попасть в опасную ситуацию или в дорожно-транспортное происшествие. 

Этому способствует, прежде всего, то, что, в конце концов, процесс восприятия, анализа и реагирования у водителя так же становиться автоматизированным, но…

Если у нас нет рефлекса на образ так называемой «потенциальной опасности», мы не среагируем на нее или среагируем поздно.



Ежедневно водители чуть не сбивают пешеходов на пешеходных переходах, проезжают перекресток на красный сигнал светофора. Некоторые, опять же, попадают в ДТП. Множество других опасных ситуаций происходят из-за несвоевременной реакции на тот или иной образ или событие. 



Полезность рефлекса или привычки заключается в том, что центральная нервная система реагирует быстрее, чем водитель успел сообразить, что он делает. Это очень удобно. Сформированные правильные (полезные) реакции при ежедневном управлении автомобилем помогают ездить без происшествий и прочих неприятных инцидентов.
 
СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА

Воспринимать окружающее пространство человеку помогают аж 11 сенсоров. 

Но самым важным источником получения информации для водителя является зрение. 

Слух тоже нам помогает, но у восприятия звуков есть один недостаток: если мы не видим источник звука, то не всегда можно понять, где точно он находиться или с какой стороны он к нам приближается.



У нас у всех есть центральное и периферическое (боковое) зрение. Функционируют наши глаза сами по себе, но водителю важно заставить зрение работать эффективно.


За что должны отвечать оба типа зрения? Какие функции на них возложить?



Во время движения с не маленькой скоростью, главная задача обнаружить объект или потенциально опасную ситуацию. Но обнаружив, необходимо еще понять свойства (характеристики) объекта (ситуации) и держать на контроле до тех пор, пока в этом не отпадет необходимость.



Таким образом, мы определяем задачи зрению: найти, узнать свойства и контролировать



Поиском могут заниматься как центральное, так и периферийное зрение. 



Определить характеристики обнаруженного объекта или ситуации лучше сможет центральное зрение, так как периферическое зрение не такое четкое и чем дальше от направления прямого взгляда, тем оно слабее. 



А вот контроль лучше «повесить» на боковое зрение.



И так, приучаем свои глаза центральным взглядом искать и определять характеристики. 

Боковое зрение отвечает за поиск и контроль.

Комментариев нет:

Отправить комментарий