пятница, 15 марта 2013 г.

ЗОНЫ ВНИМАНИЯ



Прежде, чем понять, куда направлять свой прямой взгляд или как распределить область периферического зрения, давайте разделим пространство вокруг водителя. 

В литературе по безопасному вождению нам предлагают делить пространство на переднее, заднее и боковые. Что ж, это имеет смысл, но делить предлагают относительно автомобиля. 

А можно разбить его относительно самого водителя. Если через место водителя провести плоскость перпендикулярную продольной оси автомобиля, то пространство разделяется на переднюю и заднюю зоны.




Это проще, так как получается меньше зон контроля. По крайней мере, в два раза.



И так, в передней зоне мы просто используем свое зрение. 


Контролировать ситуацию в задней зоне нам помогают зеркала заднего вида. 

Передняя зона

Что касается передней зоны, вроде бы ничего сложного? Автомобиль двигается, а мы наблюдаем за происходящим и занимаемся поиском опасностей, но нужно учитывать, что прямой взгляд самый точный, а мы не можем смотреть сразу во все стороны центральным зрением. 

Есть два основных приема у опытных водителей. 




Первый, когда водитель часто перемещает взгляд из одной точки в другую – не дает взгляду задержаться – ищет опасность везде. У нашего глаза, кстати, есть врожденная способность каждую долю секунды изменять положение, но эти движения в основном связаны с разглядыванием одного объекта. Нам же нужно заставить глаза «бегать» по всей области периферийного зрения, плюс помогать поворотами головы (если нужно).

Второй способ – это так называемое «широкое» зрение. Здесь можно смотреть в одну точку, а контроль осуществлять периферическим зрением.

Но посоветовать нужно, развивать и способность «шнырять» глазами по всем интересным местам дороги и развивать боковую поддержку.


Поскольку человек, рожден ходить, а не «летать», у водителей автомобилей возникают проблемы с выбором безопасной скорости движения. Об этом мы поговорим позже. Сейчас же мы разберем вопрос контроля ситуации в передней зоне. 

Про «километры в час» мы вспомнили именно потому, что расстояние, деленное на время, влияет на скорость восприятия, а именно на способность водителя видеть дорогу.


В некоторых книгах по безопасному вождению, где затрагиваются вопросы физиологии человека, сказано, что с увеличением скорости движения у водителя уменьшается угол зрения. Меня этому же учили и в автошколе.



Есть только один нюанс, про который нигде не сказано: уменьшаться или увеличиваться может лишь угол центрального зрения.
  



Угол периферического зрения при любой скорости движения остается неизменным и зависит лишь от строения лицевой части черепа, глубины посадки глаз, да еще конструктивных особенностей автомобиля. 

Вот почему так важно развивать «боковое» зрение и настраивать его, кроме контроля найденных объектов, еще и на их поиск. 

Нельзя и искусственно уменьшать пространство обзора «боковому» зрению, если водитель носит очки (с диоптриями или солнцезащитные). Очки лучше покупать с тонкими дужками.

Как ни крути, центральным зрением водитель видит объекты лучше и быстрее способен распознать их свойства. Ведь, чем дальше от направления центрального взгляда, тем слабее четкость зрения «бокового».

А чем выше скорость, тем дальше нужно глядеть. На очень высокой скорости водитель практически смотрит в одну точку и взгляд не переводит. И если периферическое зрение слабо развито, появление опасности может остаться незамеченным. 




О том, как тренировать и центральное зрение и периферическое, мы еще будем говорить.  А сейчас сделаем такие выводы:

  • чем ниже скорость, тем шире поле центрального зрения; 
  • если скорость высокая, нельзя «пялиться» в одну точку; 
  • все что не успевает увидеть центральное зрение, должно помогать обнаружить периферическое.


Задняя зона


Наш автомобиль движется вперед и основное внимание необходимо уделять именно пространству впереди. Но и позади происходят события, которые могут представлять интерес для водителя автомобиля.



Задача водителя, не смотря на то, что автомобиль двигается передним ходом с относительно большой скоростью, отслеживать ситуацию за спиной и знать, что там происходит. 


Это не менее важно, чем контроль передней зоны, но способы восприятия (контроля) дорожно-транспортной обстановки в задней зоне кардинально отличаются.

Для контроля задней зоны водитель может использовать зеркала заднего вида и оглядывания (если это позволяет конструкция автомобиля).


  

Но в зеркало или через плечо нельзя смотреть долго. Долго, применительно к ситуации с движением автомобиля – это более одной-полторы секунды. 

И вот здесь, особенно у «новичков» возникает проблема!За такое короткое время они не успевают понять, что же они увидели. 

У опытных водителей проблема в другом – они просто засматриваются назад, увидев что-либо интересное, то есть полностью переключают свое внимание на ситуацию в задней зоне.



И пока водитель держит взгляд в зеркале или обернулся, происходит опасная ситуация впереди. Но водитель этого не видит и происходит дорожно-транспортное происшествие. 

Для того чтобы с вами приключилась неприятность на дороге, достаточно засмотреться назад, как мы уже говорили раньше, всего лишь на полторы секунды, не говоря уже про две и более.

Комментариев нет:

Отправить комментарий