четверг, 4 апреля 2013 г.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

О ВАЖНОСТИ ВЫРАБОТКИ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ

     Есть мнение, что чем больше стаж вождения, тем безопаснее становится водитель. Отчасти это так, но по статистике доля дорожно-транспортных происшествий с наиболее тяжелыми последствиями, происходит именно по вине или при участии «опытных» водителей. 

     Так что о безопасности – это громко сказано. Скорее с увеличением пройденных километров появляется мастерство. А мастерство и безопасность, согласитесь, не всегда одно и то же.

     Несомненно, у водителя с большим практическим стажем банк данных об опасных ситуациях несоизмеримо велик, по сравнению с новичком. Опытный водитель еще и знает, как реагировать на ту или иную дорожно-транспортную ситуацию. Но почему, же тогда корифеи бьются? Вернее те, кто себя таковыми считает?




    Хочу напомнить, что для человека занятие любым родом деятельности всегда проходит несколько этапов. 

   Когда мы только начинаем чем-либо заниматься, наши движения неловкие, осторожные. Так продолжается, пока не сформируются необходимые навыки.  

    Потом наступает момент, когда мы чувствуем себя профессионалами. А высшая ступень в любом деле – мастерство. И вот тут происходит расслабление. Мы же профи, мы же мастера своего дела! Играючи, не напрягаясь, можем выполнять ЭТО дело, снисходительно посматривая на начинающих! Но это нам только кажется. 

      Уровень нашего мастерства – это наше личное о себе мнение. Да, наш уровень выше, чем у других, но, в конце концов, может произойти сбой и у «специалиста». Случится ситуация, в которой мы еще не были или, расслабившись, не успеем ее распознать. Происходит ОШИБКА!


      Приведу пример

     Человеку, который ни разу в жизни не рубил дрова, дают в руки топор и говорят: «Вот топор, вот дрова. Руби!». 



     Сразу он будет очень осторожен. Каждое полено будет устанавливаться весьма аккуратно. Прицеливание перед ударом будет долгим и расчетливым. Оставим нашего начинающего дровосека на час-полтора. И что же мы увидим? Долгое прицеливание пропало. Большинство пален разрубаются с первого раза. Значит сила удара выше, а это говорит об уверенности. На это же указывает и вид человека с топором. Он расслаблен, спокоен, все его движения точные и ловкие. 

      Но что, в конце концов, происходит с каждым уверенным в себе дровосеком? 

   Топор соскакивает с полена и летит в сторону ноги. Большинству везет – топор пролетает мимо и у человека промелькнет мысль: «Ух, повезло. А ведь могло и по ноге! Надо аккуратнее». Он понимает в эту минуту, что ни такой он уж и спец. А некоторым топор все-таки попадает по ноге и там уж кому как повезет с тяжестью последствий.


    Точно также «опытный» токарь забывает достать ключ из патрона, а фрезеровщик зажать деталь в тисках. У каждого специалиста происходит сбой при выполнении какой-либо операции.

    Работа водителя – восприятие окружающей дорожно-транспортной обстановки, ее анализ и своевременное правильное реагирование на происходящее. Но чтобы анализировать и реагировать, сперва необходимо воспринять. А главный орган распознавания опасностей – зрение. Отвлекся и попал в беду. Мы уже говорили и повторим еще раз, что водители, обязаны так натренировать навыки восприятия, чтобы они работали, даже в те моменты, когда сознание увлечено чем-то иным, нежели дорога и происходящие около нее события.

Комментариев нет:

Отправить комментарий