Уровень
системы восприятия можно повышать не только непосредственно во время управления
автомобилем, но и с помощью компьютерных игр.
И даже можно посоветовать делать
это не только водителям, но и тем, кто еще только собирается идти в автошколу,
уже проходит обучение или является молодым водителем.
Тренировать
и совершенствовать навыки восприятия в условиях реального дорожного движения
может лишь тот, кто способен часть внимания переключить на контроль процесса
тренировки. То есть мало-мальски уверенный в себе водитель. А вот играя в
компьютерную игру, непосредственно тренируются навыки восприятия, так как не нужно
отвлекаться на процесс воздействия на органы управления автомобилем.
Для
водителя это такие игры, как "автосимуляторы" и "стрелялки"
Компьютерные
автогонки лучше выбирать такие, где трасса приближена к реальным условиям и
есть постороннее движение, но без всяких «штучек-дрючек» и, по
возможности, без подсказок о направлении
дороги и крутизне поворотов. Здесь мы совершенствуем умение заранее читать
дорогу и предусмотрительно снижать скорость, чтобы не улететь в кювет или не
врезаться в дерево.
Мне, например, очень нравиться NFS Porche
и Colin Mcrae (ралли).
Там не только можно гонять, но любоваться пейзажами за окном.
Основные
условия и задачи,
которые необходимо пытаться выполнять – это:
- точное движение по дороге, не вылетая в сторону;
- умение заранее видеть направление поворота;
- умение контролировать направление движения и положение на дороге только с помощью бокового зрения;
- умение при подъезде к повороту и при движении в самом повороте смотреть как можно дальше в поворот, а не перед своим носом;
- развитие навыка анализа ситуации при приближении к другому транспортному средству или при движении рядом с ним;
- умение быстро определять характеристики возникающих ситуаций, контролировать приборы (спидометр) и зеркала заднего вида (если есть) с помощью быстрого взгляда (не дольше 1-1,5 с).
Стрелялки
нам нужны не те, где террористов убивать или зомби, а обычные, где чего-то
много летает или прыгает, и в это что-то нужно попасть, особенно если это
что-то перемещается в разных плоскостях. Можно также и такие игры, где и в тебя
стреляют или бросают.
Особенно
хороши стрелялки, где происходит движение вперед в трехмерном пространстве. Например,
полет на вертолете или самолете.
Основная
задача в стрелялках: развитие периферического зрения и объема внимания,
позволяющее находить как можно больше объектов и контролировать их без помощи
центрального зрения.
В автогонках, все-таки, не так много объектов,
как хотелось бы. Восполнить этот недостаток помогают «стрелялки».
Как
пример для развития способности к поиску у обоих типов зрения можно привести игру
«Moorhen».
Ее
преимущество в том, что объекты появляются в разных плоскостях. Пока вы
целитесь в один объект, периферическим зрением уже замечаете еще несколько. И
чем больше, тем лучше. Естественно нужно акцентировать свое внимание на том,
насколько много объектом одновременно вы замечаете и контролируете. За
количеством патронов в обойме также стараемся следить только боковым зрением.
Еще одна игра про куриц: "Куриная месть"
В этой игре столько объектов хотят сделать из вас куриный суп, что без задействования периферического зрения невозможно от всех их увернуться.
Такая же ситуация и в игре "Атомный танк" (Heavy-Weapon-Atomic-Tankimg).
Как уже было сказано выше, особенно
хороши «стрелялки», где происходит движение вперед в трехмерном пространстве.
Например, игра «Авианалет».
Здесь
стоят две задачи: найти объект, в который нужно попасть и увернуться от огня
противника.
Центральное зрение задействуем на поиск объектов, которые еще не
открыли огонь, боеприпасов, бонусов и сооружений. Боковое зрение стараемся
больше использовать на контроль летящих в наш вертолет снарядов и обнаружения
огневых точек.
Основная
задача в «стрелялках»: развитие периферического зрения и объема внимания,
позволяющее находить как можно больше объектов и контролировать их без помощи
центрального зрения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий