Воспринимать
окружающее пространство водителю больше всего помогает зрение. Но почему мы
направляем взгляд в какую-то определенную точку? Почему замечаем боковым
зрением объект?
Внимание
помогает водителю сосредотачиваться на дороге и направлять сознание в
правильное русло.
В большинстве случаев мы, водители, делаем это неосознанно.
Работает внимание, работает зрение, ну и хорошо. А потом бах… и авария. И кто
думает о том, почему такое стало возможным?
Ну да думают. В основном задним
умом. Вот если бы я сделал так, а не эдак, то все было бы хорошо. Своевременная
и, главное, правильная реакция могла помочь избежать инцидента, но…
А
ведь весь арсенал необходимых реакций можно подготовить заранее, а потом его
совершенствовать или поддерживать на необходимом уровне. И ни в коем случае не
позволять «дряхлеть» основным характеристикам внимания, важным свойствам
зрения.
Тренировки
позволяют все это содержать на достойном уровне. Нужно лишь этим заниматься.
Основная
задача центрального зрения для водителя автомобиля – постоянное перемещение
взгляда. Здесь даже не цель зацепиться взглядом за что бы то ни было.
Постоянное перебрасывание взгляда с точки на точку важная составляющая успеха.
Периферическое
зрение выполняет свою работу – осуществляет поиск объектов, как и центральное
зрение, и обеспечивает контроль обнаруженных объектов. Хорошее панорамное
зрение большое подспорье для прямого взгляда. Ну не сможет водитель успеть
увидеть все, как бы ни старался. Посмотрит налево, а тут справа опасность,
засмотрится назад, а впереди уже ждут неприятности и наоборот.
Оба
зрения должны работать сообща. Со временем любое тренированное зрение
позволяет, и обнаружить объект, и понять его характеристики, и держать его на
контроле.
Но
чтобы что-либо увидеть, мы должны быть в этом заинтересованы!
Значимость
объекта – определяющее условие того, что водитель его обнаружит. И в этом нам,
несомненно, помогает наше внимание!
Нельзя говорить
про поиск объектов зрением у водителя, не упоминая про внимание - важную характеристику
психической деятельности, выражающуюся в сосредоточенности и в направленности
сознания.
Но, с одной стороны внимание это и есть основополагающее
свойство психики, заставляющее работать органы восприятия в нужном направлении,
а с другой стороны и внимание может дать сбой. Что тогда делать? Ведь реакция
на событие нужна, а сознание может быть не направлено в сторону опасности?!
Выработка
рефлекса на зрительный образ – последняя «палочка-выручалочка» водителя. Думаю
никому не нужно напоминать, что рефлекс это неосознанная реакция на
раздражитель.
Раздражителем
для водителя являются любые опасные ситуации, которые могут, в конечном счете,
привести к дорожно-транспортному происшествию.
Любые
тренировки должны начинаться с выполнения осознанных упражнений.
Сначала
начинаем тренировать внимание и зрение.
После на знакомых уже типичных образах
потенциально опасных ситуаций вырабатываем своевременные правильные реакции,
которые позже преобразуются в полезные рефлексы.
И все это в итоге обеспечит
нам нашу безопасность на дороге. Чтобы произошла своевременная реакция на
образ, она должна быть выработана. Ее не купишь за деньги в автошколе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий