пятница, 19 апреля 2013 г.

КАК НЕ СБИТЬ ПЕШЕХОДА НА ПЕРЕХОДЕ?



КАК УСТУПАТЬ ДОРОГУ ПЕШЕХОДУ?

Уже не один десяток лет водителям в Республике Беларусь не дает спокойно спать примерно такой вопрос: 
«Как уступить дорогу пешеходу на нерегулируемом пешеходном переходе?»

Почему водители про это спрашивают?

Причин здесь несколько.

Во-первых

водители вообще не хотят мириться с тем, что управляя транспортным средством, они должны уступать пешеходу. У многих водителей первое желание, когда они видят человека подходящего к дороге, чтобы тот остановился и подождал пока проедет автомобиль.



Некоторые «особо продвинутые» водители бьют на то, что подпункт 17.2. ПДД, обязывает пешехода переходить (пересекать) проезжую часть дороги по наземному пешеходному переходу, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен.



Ну да, обязывает. И что с этого водителю? Это обязанность пешехода, а не водителя. И требование это существует не для того, чтобы водитель мог двигаться, не снижая скорость. Это мера, которая позволяет пешеходу не попасть под колеса автомобиля, водитель которого не может остановиться, не потому что он не хочет, а потому что не имеет возможности по каким-то обстоятельствам (скользкая дорога, ослепило солнце, отказали тормоза, просто отвлекся и пр.).

А ведь  порой доходит до маразма! Претензии начинают предъявлять даже к тем пешеходам, которые уже идут по проезжей части!


И вообще, хватит смотреть на обязанности пешеходов! Давайте разберемся со своими, которые, кстати, большинство водителей не выполняют, при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу.

Водители, подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу не снижают заранее скорость. В итоге, находясь прямо перед пешеходным переходом не имеет технической возможности остановить свой автомобиль. И вот к чему это приводит:


И таких видео много в сети Интернет. В каждом ролике видно, что водитель не снижал скорость, при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу.
 
И вот она – вторая причина.

Давным-давно, ситуацию с проездом нерегулируемого пешеходного перехода как-то отделили от ситуаций с проездом остальных мест, где водитель также обязан уступить, кому бы то ни было дорогу.

И учили алгоритму действий так же неправильно

Чего только стоит следующее объяснение: «Если пешеход на тротуаре – мы ему не должны уступать, а если он только ступил на проезжую часть – сразу должны». Этому учили в автошколах (а может, и сейчас некоторые учат) и преподаватели и мастера.
В этой фразе содержится грубейшая ошибка. В ней не говориться о том, что должен делать водитель при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу, чтобы успеть уступить дорогу пешеходу, если понадобиться? Ведь всем известно, что автомобиль невозможно остановить мгновенно? Значит нужно при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу снижать скорость.

И чтобы водители знали, что надо делать, им даже в ПДД это написали прямым текстом:
Подпункт 9.9. обязывает водителя уступать дорогу пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах.
А в пункте 116. даже конкретно написано: при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен снизить скорость, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам.

Такой конкретики нет в описании других ситуациях, где водитель должен уступить дорогу, какому-то другому объекту.

Вот примеры:

Пункт 104. ПДД говорит, что на регулируемом перекрестке при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Водитель подъезжает к перекрестку и видит, например, основной красный свет со стрелкой направо. Что он делает, прежде всего? Снижает скорость, а если надо и останавливается. Заметьте, про снижение скорости и остановку в пункте 104. ничего не написано, но все водители это делают без каких-либо претензий, к тем, кто едет в этот момент по перекрестку на зеленый сигнал светофора.

Еще пример.
Правила проезда нерегулируемого перекрестка расписаны в пункте 108. ПДД: на перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к нему по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

Опять интересный момент. В пункте 108. ни слова не сказано про то, как должен действовать водитель, при подъезде к нерегулируемому перекрестку по второстепенной дороге. Просто написано: уступить дорогу. Но, опять же, все водители, увидев знак приоритета «Уступить дорогу» снижают скорость заранее, подъезжая к нерегулируемому перекрестку. Никто не возмущается: «А чего это водители на главной так смело едут!? А вдруг я остановиться не успею и выеду со второстепенной на главную!»

И теперь встает резонный вопрос: 
«Почему водители при подъезде к регулируемому или нерегулируемому перекрестку знают, что нужно снижать заранее скорость вплоть до полной остановки, хотя про это конкретно не написано, а при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу – не знают, хотя про это написано более чем доходчиво???»

Потому, что водители привыкли, подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу не снижать скорость. Это правило негласно было навязано пешеходам. Хотя всегда во всех редакциях Правил (в том числе и СССР), которые были раньше, требование «уступить» дорогу пешеходу на нерегулируемом пешеходном переходе существовало всегда.

Теперь, вспомним про каверзный вопрос некоторых товарищей, пытающихся внести смуту в стройные ряды дисциплинированных водителей: «А насколько мне снижать скорость? Я еду 60 и снижу до 55 – вот я и не нарушаю!».

Дело в том, что сам момент проезда нерегулируемого пешеходного перехода интересует таких людей только с точки зрения «нарушаю-не нарушаю». Поэтому они и задают такие глупые вопросы. Хотя, опять-таки, хотелось бы отметить, что при подъезде к нерегулируемому перекрестку у них таких глупых вопросов не возникает. Они все дружно снижают скорость и даже останавливаются, если надо уступить дорогу автомобилю на главной дороге. Но начинают «теряться», если перед ними оказывается нерегулируемый пешеходный переход.

А какая разница, хочу я вас спросить, товарищи водители, кому вы должны уступить дорогу? Ваше дело уступить. А чтобы успеть уступить вы и должны заранее снижать скорость и если необходимо – останавливаться, предоставляя преимущество в движении другому участнику: водителю, пешеходу, велосипедисту.

Но мы, все же, ответим на вопрос: До какой величины снижать скорость при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу?

Величина снижения скорости и вероятность того, что нужно будет даже остановиться, зависят от обзорности и видимости дороги.
Если у нас отличный обзор пешеходного перехода – при полной гарантии, что пешеходов нет, мы можем ехать, не снижая скорость.

Но если водитель видит, что:

- обзор пешеходного перехода ограничен попутными или встречными автомобилями, припаркованными автомобилями, деревьями, кустами, заборами, стенами домов и прочими объектами;

- видимость дороги в районе пешеходного перехода плоха, так как идет дождь, снегопад, туман, темное время суток (независимо от освещения), слепит солнце или фары встречных автомобилей;

- к проезжей части в районе пешеходного перехода подходят люди.

До какой величины должен снижать скорость водитель транспортного средства, при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу?

Ответ прост: «До такой величины, которая обеспечит ему возможность понимания ситуации, чтобы водитель смог спокойно определить: можно продолжать движение или нужно уступить дорогу: продолжить движение со сниженной скоростью или остановиться, не применяя экстренного торможения».

Вот и вся «математика». А если ехать, не снижая скорость, конечно, ничего не успеешь: ни понять ситуацию и разобраться в ней, ни уступить.

А напоследок, хочется всем водителям посоветовать запомнить следующую простую формулу и всегда следовать ей:


Комментариев нет:

Отправить комментарий